Что такое медицинская информационная система?
Медицинская информационная система – это термин, обозначающий все медицинские программы. Наиболее часто встречается сокращение МИС, то есть по первым ее буквам. Медицинские информационные компьютерные системы представляют собой программы, которые обрабатывают, хранят и передают медицинскую информацию. Внедрение базы данных медицинских информационных систем помогает повысить производительность всего учреждения.
Возможности МИС
Современные программы имеют широкий спектр возможностей, который охватывает разные аспекты.
Электронная медицинская информационная система позволяет собирать все данные о пациентах и хранить их в единой системе. Это очень удобно, так как врач в любой момент может увидеть всю историю приемов, лечения, снимков и так далее. Помимо этого, программа помогает с решением бюрократических моментов. Во многих странах до сих пор обязательным считается составление бумажной формы. Форма – это государственный документ, который обязывает клинику сдавать отчетность о приемах в специальном информационном бланке. Но с использованием современных МИС заполнение такой формы перестало быть тяжелой рутиной. Ведь программы предоставляют возможность автоматическое заполнение бланка по образцу, а врачу остается его только распечатать и поставить свою подпись.
Программы медицинской информационной системы помогают автоматизировать записи на прием. Регистратору не нужно постоянно бегать и сообщать доктору о новом или отменившимся приеме. Врачу достаточно просто зайти в программу. Во время приема назначение анализов, процедур, выписка рецептов – это все так же хранится в медицинской информационной программе. В МИС хранится вся история лечения, доктор в любой момент может отследить всю историю лечения. Такая автоматизация снижает нагрузку на медицинский персонал и ускоряет работу.
Информационные системы медицинских учреждений помогают так же составлять подробную отчетность для всех работников организации. Это помогает видеть реальную картину событий не только директору или бухгалтеру, но и отслеживать сотрудникам всей больницы важные для них отчеты.
Медицинские бланки
Давайте более подробно разберем тему информационных бланков, ведь они повсеместно используются в медицинских учреждениях. Что же это такое? Медицинский бланк – это специальный документ, предназначенный для записи информации о здоровье пациента. Такие бланки необходимы для ведения медицинской документации и соблюдения государственных норм. Так как в большинстве стран ведение бумажных форм все еще остается обязательным. Такие бланки могут быть заполнены по определенному образцу, либо форма может быть свободной, но должна содержать обязательные пункты.
- 1. В первую очередь – это жалобы пациента. Это начальная и важная часть документации. Сюда доктор, в ходе первичного опроса, вносит все жалобы, с которыми обратился пациент. Они могут быть разными, но врач должен провести опрос для выяснения места боли, остроты и ее продолжительности, а так же факторы влияющие на усиление или ее уменьшение.
- 2. Вторым важным фактором, который требуется занести в информационный бланк – это собранный анамнез. Этот пункт включает в себя сбор информации о текущем заболевании. А именно: когда оно началось, продолжительность боли, были ли попытки самолечения, если да, то какими препаратами. Анамнез является неотъемлемой частью работы. Так как он помогает увидеть динамику лечения и понять на каком примерно этапе находится болезнь. Чтобы врачам легче было понимать друг друга, они использую латинские аббревиатуры. Например, анамнез заболевания - Anamnesis morbi.
- 3. Помимо анамнеза заболевания, доктору важно знать анамнез жизни пациента. На латинице это Anamnesis vitae. Такой опрос включает в себя все сведения об образе жизни и перенесённых пациентам заболеваний. Сбор этой информации дает врачу понимание о важных событиях, которые происходят или когда-то были в жизни пациента: алкоголь, курение, травмы, хронические заболевания и так далее. Имея на руках все эти данные, доктор составляет безопасное лечение.
- 4. Далее в списке следует аллергологический анамнез. Возможно самый важный пункт при назначении лечения. Врач узнает у пациента наличие аллергий или может попросить сдать анализы для проверки. Ведь от этого напрямую зависит жизнь пациента. Поэтому очень важно не упускать этот пункт, а постараться тщательно узнать все у пациента, чтобы избежать тяжелых последствий во время приема лекарств, а, в крайнем случае и летального исхода.
- 5. После всего вышеперечисленного следует статус praesens или объективное обследование. В нем фиксируются информационные данные полученные при обследовании пациента., то есть его общее состояние, жизненно важные показатели, оценка состояния, данные обследования и многое другое.
- 6. Перенесенные заболевания и операции. Достаточно важный пункт, о котором стоит упомянуть. Он служит как дополнение к вышеописанному анамнезу и включает все данные о человеке в настоящем и прошлом. Особенно важно указать на инфекционные заболевания, которыми пациент болеет в данный момент, такие как гепатиты. Ведь врачи работают с кровью и чтобы обезопасить себя и пациента, такую информацию обязательно должна хранить медицинская информационная программа. Ведь помимо важности жизни и здоровья пациентов, врачи, тоже должны находиться в безопасности.
- 7. После подробного сбора анамнеза и осмотра, врач, уже может поставить пациенту предварительный диагноз. Он так же вносится в информационную СРМ систему. Такой диагноз не является окончательным, потому что проблема может быть глубже визуально видимой. Поэтому врачу нужно подтвердить его или опровергнуть с помощью анализов
- 8. Далее пациент идет уже на сдачу анализов. В крупных клиниках, которые имеют свои лаборатории, все можно делать в одном здании, что сильно упрощает жизнь пациенту. А комплексная медицинская информационная система в разы повышает сервис. Все направления фиксируются в единой базе, и даже если клиент забыл взять направление, работник лаборатории может посмотреть какие анализы нужно взять, просто заглянув в программу. Так же, помимо лабораторных исследований, часто врачи назначают рентгенографию, чтобы рассмотреть проблему еще детальнее и убедиться, например, во внутренней целостности зубов.
- 9. Во время постановки предварительного диагноза некоторые врачи уже составляют первичный план лечения для пациентов, обратившихся с острой болью. Обычно такие препараты имеют широкий спектр и не могут сильно воздействовать на причину, но помогают снять симптомы или закрыть кариозную полость временной пломбой.
- 10. После получения всех анализов, обратившийся снова обращается к врачу. Здесь уже доктор, основываясь на полученных анализах, подтверждает диагноз или полностью меняет лечение. На этом этапе уже проводятся основные работы по лечению зуба, выписываются нужные препараты, а так же дается рекомендация по дальнейшему уходу. Все это, конечно же, фиксируется в информационной форме. С выданным направлением и уже окончательным диагнозом пациент может получить рецепторные лекарства.
Загрузка результатов в СРМ
Медицинская аналитическая информационная система должна хранить все результаты исследования в одной программе. Это нужно не только для поставления диагноза во время фактического приема, но еще и для отслеживания динамики лечения. Поэтому работа в медицинской информационной системе должна быть универсальной для всех. Потому что не у всех клиник есть возможность иметь собственное оборудование и сразу всем работать в единой системе. Они могут направить пациентов для сдачи анализов в другую лабораторию. Поэтому программа должна быть гибкой и давать возможность загружать результаты исследований для их дальнейшего хранения.
Существует 2 способа загрузки файлов в УСУ:
- 1. Можно загружать сам файл, который лаборатория отправила врачу, например, в WhatsApp. Преимущество данного способа в том, что при загрузке данных, информационная система медицинской организации хранит все файлы в виде единого документа. Очень удобно, так как это предотвращает риск потери каких-то анализов. Но у этого способа хранения так же есть свой недостаток в виде постоянного увеличения базы. Если организация работает в программе большое количество времени и загружает много файлов, в какой-то момент ей может просто не хватить места для этого.
- 2. Создавать ссылку на файл, который помещается на сайт организации. Второй способ поможет сохранить место на вашем компьютере, но у него так же есть свои недостатки. Основной минус заключается в том, что каждый анализ хранится в виде отдельной ссылки на сайте учреждения. И здесь может вступить в силу «человеческий фактор», так как некоторые записи могут быть случайно перенесены или удалены, что по итогу увеличивает риск их потери.
Медицинские информационные системы АРМ могут работать с любым из этих способов, ведь на их производительность это никак не влияет. Поэтому организация сама выбирает наиболее удобный метод хранения.
МИС и врачи
Для клиники, конечно же, жизнь и здоровье пациентов всегда находятся на первом месте. Но не нужно забывать так же и о врачах. Ведь отвечают за это именно они. Поэтому их работу очень важно всегда держать под контролем. Работа врача в МИС помогает обеспечить прозрачность как для пациента, так и для руководителя. С помощью информационной СРМ руководитель может отследить:
- Кто и когда принимал
- Какие анализы были назначены
- Жалобы пациента
- Соблюдался ли протокол лечения
- И многое другое
Особенно хочется отметить именно соблюдение протокола лечения, потому что это является одним из ключевых факторов по обеспечению безопасной, а главное качественной медицинской помощи. В ряде стран существуют государственные протоколы по лечению определенных видов болезни, поэтому, врач, для своей же безопасности должен четко следовать таким протоколам, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств обезопасить себя от судебных издержек. Поэтому важность соблюдения таких правил – это не просто рекомендация, а профессиональный и этический стандарт для каждого врача.
Медикаменты
Стоит отметить еще один важный факт при работе организации с информационной МИС – это возможность учета медицинских препаратов. Система помогает отслеживать поступление, расход, контролировать сроки годности и списывать используемые препараты. Использование современной информационной системы помогает избежать дефицита, неправильного списания, истечения срока годности непопулярных оттенков и движение препарата внутри клиники. Так как медсестра, которая чаще всего является ответственным лицом, может полностью отлеживать все эти данные в единой системе.
Финансовый учет
Неважно какого размера у вас клиника, работает она по госконтракту или является частным учреждением. Для любой из них является важным ведения финансовой отчетности. В МИС фиксируются все финансовые операции, проведенные в компании за все время. Более того использование автоматизированной информационной программы упрощает работу всем сотрудникам, работающим с финансами.
- Это, в первую очередь, кассир, который принимает оплаты на постоянной основе. Он может просто войти в систему и увидеть сколько выручки и каким способом было принято за день и должно находится в кассе
- Это бухгалтер, которому не нужно дожидаться пока кассир закроет смену, заполнит форму вручную и только после этого отчет попадет на его стол. Ему достаточно так же зайти в систему и увидеть полный отчет за нужный период
- Конечно же это руководитель, который тоже может не дожидаться, когда бухгалтер наконец закончит с формированием отчета, а сделать это самостоятельно, с помощью пары кликов в системе, тем самым сразу же увидев полное движение денежных средств
- И это также остальной персонал, который работает по сдельной заработной плате. Он может в любой момент увидеть данные о своих заработанных средствах
Вывод
Таким образом можно сделать вывод, что программа МИС называется информационной не просто так, ведь она содержит полностью всю информацию о работе всей клиники. Благодаря МИС снижается риск ошибок, ускоряется работа персонала, повышается лояльность пациентов, соблюдаются все соответствующие нормы и требования. Внедрив МИС в свою организацию, вы сразу заметите, насколько хорошо она влияет на работу всей компании.